Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ) г. Саров
|Градообразующим предприятием Сарова до сих пор считается Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ). Сейчас это предприятие находится в структуре Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». Забавно, что датой создания легендарного КБ-11 (будущий ВНИИЭФ) формально был день смеха — 1 апреля 1946 года. В этот день был подписано распоряжение о выборе Сарова как места расположения для реализации советского ядерного проекта. В КБ-11 были разработаны первые отечественные атомная и водородная бомбы. Деятельность по созданию советской атомной бомбы в Сарове началась в том же 1946 году. В ней приняли участие как известные советские ученые, так и недавние выпускники ВУЗов — еще несколько лет назад бывшие участниками Второй мировой.
Работу над созданием ядерного оружия в Советском Союзе возглавлял Игорь Васильевич Курчатов (12 января 1903 г. — 7 февраля 1960 г.) Трижды Герой Социалистического Труда, академик АН СССР, лауреат Ленинской и трех Государственных премий. В 1943 г. он возглавил работы по советскому атомному проекту.
В составе группы с 1950 года работал Андрей Дмитриевич Сахаров (21 мая 1921 г. — 14 декабря 1989 г.) Трижды Герой Социалистического Труда, академик АН СССР, доктор физико-математических наук, лауреат Ленинской, Государственной и Нобелевской премий. Тогда еще только выпускник аспирантуры физфака МГУ, в дальнейшем он проведет ряд важных исследований по изучению ядерной энергии и станет одним из инициаторов работ по исследованию управляемой термоядерной реакции, экспериментальных работ по созданию взрывомагнитных генераторов. Именно Сахаров внес определяющий вклад в создание водородного оружия.
25 декабря 1946 года в Лаборатории № 2 Бюро был запущен первый в стране опытный ядерный реактор. Менее чем за два года было построено здание и были завершены работы по монтажу первого промышленного реактора. Пуск реактора «А» состоялся 18 июня 1948 года, а на следующий день он вышел на проектную мощность.
22 декабря 1948 года на радиохимический завод «Б» поступила первая продукция с атомного реактора. На заводе «Б» наработанный в реакторе плутоний отделялся от урана и радиоактивных продуктов деления. Все радиохимические процессы для завода «Б» были разработаны в Радиевом институте под руководством академика В. Г. Хлопина. Генеральным проектировщиком и главным инженером проекта завода «Б» был А. З. Ротшильд, а главным технологом — Я. И. Зильберман. Научным руководителем пуска завода «Б» был член-корреспондент АН СССР Б. А. Никитин.Первая партия готовой продукции (концентрат плутония, состоявший в основном из фторидов плутония и лантана) в аффинажном отделении завода «Б» была получена в феврале 1949 года.
Первая партия оружейного плутония была получена в феврале 1949 года и передана на завод «В», который предназначался для получения высокочистого металлического плутония и изделий из него.
29 августа 1949 года, в Казахстане, на полигоне размещенном в Семипалатинской области было проведено успешное испытание советской атомной бомбы. Четырьмя днями позднее американский разведсамолет взял пробы воздуха в районе Камчатки. Обнаруженные в них изотопы, явно указали на то, что в СССР был произведен ядерный взрыв.
Сейчас состав ВНИИЭФ это — институт теоретической и математической физики, институт экспериментальной газодинамики и физики взрыва, институт ядерной и радиационной физики, институт лазерно-физических исследований, научно-технический центр физики высоких плотностей энергии и направленных потоков излучений, а также конструкторские бюро и тематические центры.
История КБ-11 — это невероятный уровень достижений в области экспериментальной физики за короткое время. С большой вероятностью работа этих ученых предотвратила использование ядерного оружия Соединенными Штатами в одностороннем порядке. Настоящее института не так славно — сказались и общий упадок науки в России, и бегство ценных специалистов. Высокие научные достижения в теоретической и экспериментальной науке зачастую являются результатом работы отдельных наиболее интеллектуально одаренных умов, а им в последние 20 лет в нашей стране приходилось несладко. Возможно, поэтому во ВНИИЭФ не было ярких достижений в последние годы. Тем не менее остается надежда, что когда-то у нас появятся интересные научные проекты и еще останутся ученые, которым можно будет передать эстафету в изучении физики — безусловно, — одной из самых важных наук для современного мира.